Общество Развития Аналитической Психологии

Первая юнгианская летняя школа в Казахстане «Проявление архетипов в современном мире»

Дневник летней школы 

11-13 июля 2014 г. 

11 июля 

Сбор в 6 утра. За нами приехал ГАЗ 66  большая машина, очень похожая на 
военную. Ее трудно назвать удобной. Как оказалось, ехать в ней предстояло 6 
часов. 

 2014-07-11 10.46.04

 

 

Были такие, кто мог уснуть и тряска им совсем не мешала.

 

2014-07-11 09.33.07

 


 дах

2014-07-11 09.32.38,

,

,

ха

А кто-то бодрствовал 

 2014-07-11 08.36.07

 ,

 ,

,

да

2014-07-11 08.34.48

,

,

.

По дороге мы любовались красотой горных лугов 

2014-07-11 12.33.55

….

..

.

.да

да

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

. .

.

2014-07-11 12.36.24.

….

.

.

.

.

Нас угощали кумысом

2014-07-11 12.37.29..

.

.

.

.

Но и мы в долгу не остались

.

 2014-07-11 12.37.53

 

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Таким мы увидели Коринское ущелье в первый раз 

2014-07-11 13.06.05

 

.

.

.

Начался спуск вниз (около 800 метров) пешком по сложному участку дороги

 

2014-07-11 13.12.03 

 

.

.

.

Садимся  в машину. Начинается самый «трясучий» участок дороги. Как 

сказала Лейла: «Ночь перед рассветом самая темная». Потом мы стали 

сравнивать ее с родовыми путями, которые проходит младенец при 

рождении, затем с тяжелым путем индивидуации, затем стали размышлять о 

работе архетипов.  Время как будто замерло, дорога казалась невыносимо 

бесконечной, а лагерь так далеко, что до него невозможно добраться. За это 

время я 1000 раз пожалела, что решила провести летнюю школу в этом месте. 

Казалось, что усталость пробралась в каждую клеточку моего тела, а конца у 

дороги так и не будет. Но любому мучению приходит конец. Вот и мы 

добрались! 

2014-07-12 17.51.49

 

 

.2014-07-12 17.51.55

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

После размещения в палатках женщины решили посмотреть на водопад. 

 

2014-07-11 16.43.05-1

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Вот он какой:

2014-07-11 16.48.36

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

У водопада получился настоящий ведьминский шабаш. Мы стояли под 

водопадом обнаженными,  кричали от удовольствия, ощущая на коже 

холодные, бьющие с силой водяные струи. А потом было приятное 

расслабление. 

..

2014-07-11 17.12.03

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

..

.

.

.

.

.

.

2014-07-11 17.37.52-1

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.2014-07-11 17.38.33-1

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Вечер закончился социальной игрой «Королевство» и «Лодочник». Мы 

думали о своем месте в этом мире и выбранном пути. 

2014-07-11 22.32.38

 

 

 


12 июля 

Это был плодотворный день. Начался в 8 утра с матрицы сновидений. Затем 

был доклад Лейлы Инкарбековой «Архетип невинности в номадической 

культуре». Мы говорили о невинности и наивности, о мудрости и 

кочевниках. 

Доклад Федоровой Надежды «Трансформация архетипа Матери из 

позитивного в негативный, в эволюционном процессе современного 

общества» вызвал  недовольство мужчин об отведенной им роли и 

значимости в семье.  Доклад Аймановой Зифы  «Архитипические  образы в 

книгах Д.К. Роулинг о Гарри Потере» дал нам возможность говорить об 

архетипе героя, а воркшоп «Погружение в волшебный мир Гарри Потера или 

…» окунул в мир подростков. Во время доклада Уйсимбекова Даулета 

начался сильный дождь, гремел гром. Создавалось впечатление, что природа 

противится  архетипу Сверхчеловека, а также смелой идее о том, что 

интернет становится современным богом. Воркшоп Идрисова Галихана 

«Интенсивная терапевтическая жизнь: начало групповой жизни» был живым, 

провокационным и по-настоящему интенсивным.  

 

2014-07-12 17.50.53

 

.

Мы трудились до самого вечера.  

.

2014-07-12 13.32.14

 

.

Вечером был костер и красивая полная луна.

 

.

2014-07-13 00.02.01

 

 

 

.

У костра мы пели песни. Разделились на две команды: стариков и молодых. 

Старики пели: «Очи черные», а молодые отвечали: «Черные глаза». Все 

вместе пели песенку Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты» и 

«Позови меня с собой» из репертуара Пугачевой. 

  

2014-07-13 00.13.13

 

 

 

  2014-07-13 00.14.44

13 июля 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

13 июля

Доклад Виктора Марченко «Профессиональное сообщество устойчивого 

развития»  и круглый стол «Перспективы развития аналитической 

психологии» вызвали споры о дальнейшем развитии ОРАП. Мы говорили о 

проблеме лицензирования, защиты психологов и создании многоуровневой 

системы ОРАП.  

Закрытие летней школы. Айманов Вильдамир, член талдыкорганской группы 

ОРАП,  своими руками сделал мандалы-магинитики с логотипом группы 

птицей Феникс.   

После обеда предстояла долгая дорога домой. Настрой был боевой. Большую 

часть дороги мы пели песни. Восхитили Лейла и Надежда  как много песен 

они знают и как хорошо поют!  

По дороге мы остановились у Святого камня, который спас юрту с 

маленькими детьми во время землетрясения, 100 лет назад.  Есть поверье: 

нужно обнять камень,  прикоснуться к нему лбом, загадать желание и три 

раза обойти по часовой стрелке. Тогда желание обязательно сбудется.  

Еще мы останавливались, чтобы нарвать целебных трав и вдохнуть ароматы 

Джунгарского Алатау. 

Был подъем в гору пешком: 800 метров самого крутого, извилистого пути. 

Сначала я шла расслаблено, а потом решила, что этот подъем в гору не 

должен быть бесцельным, ему можно придать смысл восхождения и 

преодоления себя. Решила, что если пройду этот путь не останавливаясь, то 

смогу добиться поставленной перед собой цели. Подъем дался нелегко, было 

ощущение, что мои легкие не выдержат и лопнут, но я сделала это!  

Выезд на асфальтированную дорогу мы встретили с радостными криками: 

«УРА!!»  Для талдыкорганцев  он означал конец пути, а алмаатинцам 

предстояло преодолеть еще 5 часов по строящейся трассе Талдыкорган  

Алмата…

 

 

ПРОГРАММА  ПЕРВОЙ ЮНГИАНСКОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В КАЗАХСТАНЕ С 11 ПО 13 ИЮЛЯ 2014

Место проведения: Алматинская область,  Коринское ущелье

Экотуристический кемпинг  «Таубулак»

 

11 июля:

6.00 Сбор и выезд  в  Коринское ущельеРазмещение по прибытию, осмотр местности до обеда
13.00 — 15.00 Обед
15.00 – 15.0515.05 – 16.05

16.05 – 16.35

16.35 – 16.45

16.45 – 17.45

 

 

17.45 – 18.15Открытие 1 летней школы.Приветственное слово Председателя ОРАП  Инкарбековой ЛейлыДоклад Инкарбековой Лейлы: «Архетип невинности в номадической культуре»Прения по докладу

Перерыв

Доклад  Федоровой Надежды:  «Трансформация Архетипа Матери из позитивного в негативный, в эволюционном процессе современного общества»

Прения по докладу19.00 — 20.00Ужин20.10 — 21.40Социальная игра: «Королевство»Ведущая:  Ким Оксана22.00Айран пауза

 

 

12 июля:

8.30 — 9.30 Социальные сновидения: будем делиться снами, приснившимся  нам накануне летней школы или  в Коринском ущелье.Ведущая: Решетняк Галина
10.00 — 11.00 Завтрак
11.00 – 12.0012.00 — 12.1012.10– 13.40

 

13.40 – 14.10Доклад Аймановой Зифы «Архитипические образы в  книгахД.К, Роулинг о  Гарри Потере»ПерерывВоркшоп Аймановой Зифы: «Погружение в волшебный мир Гарри

Поттера, или …»

Прения по докладу и воркшопу14.10 — 15.00Обед15.00– 16.0016.00 – 16.3016.30 – 16.40

16.40 —  18.10

Доклад Уйсимбекова  Даулета:   « Интернет, как архетипсверхчеловека»Прения по докладуПерерыв

Социальная игра:  » Оборотни из леса Жажды»

Ведущая: Михалева Ильсия19.00 – 20.00Ужин20.10 —  21.40Сбор у костра, подведение итогов за день.Коллективное создание гимна ОРАП.    Будем рады, если вы привезете с собой «заготовки» в виде идей, стихов, переделанных песен.  Каким должен быть гимн по вашему мнению?  Пафосным, ироничным, сердечным и теплым или каким-то другим?22.00Айран пауза

 13 июля

8.00 – 9.009.00 – 10.00 Социальные сновидения: будем делиться снами, приснившимся  нам в Коринском ущелье.Ведущая: Решетняк ГалинаСвободное время  (Лучше собрать вещи к отъезду)
10.00 – 10.30 Завтрак
10.30 – 11.3011.30 — 13.00

13.00 – 13.20Доклад Марченко Виктора:   «Профессиональное Сообщество Устойчивого Развития»Круглый стол «Перспективы развития Аналитической психологии в Казахстане»Закрытие летней школы. Вручение сертификатов13.20 – 14.00Обед14.30Отъезд домой

 

Тезисы к докладам Первой юнгианской школы в Казахстане

«Проявление архетипов в современном мире»

Тезисы к докладу  Инкарбековой Лейлы

Архетип Невинности в номадической культуре.

Архетип невинности – это вступительный архетип в ряде основных архетипов, которые актуальны в современном обществе. Человек, собирающийся войти в храм, должен обладать невинностью. Невинностью обладает ребенок до грехопадения. Невинность существует в живой и неживой природе. Волк, убивший косулю, невинен в своей кровожадности, вулкан, снесший остров, невинен в своей стихийности. Также кочевники, живущие на просторах Великой степи, были невинны по отношению к природе, к космосу, к Богу. Охота велась только для того, чтобы утолить голод.  Не уничтожались миллионные стада сайгаков, составлявшие конкуренцию домашнему скоту.

Древние номады имели свою систему верования – тенгрианство. Она объединяет элементы единобожия, поклонения духам природы, магию, шаманизм и даже элементы тотемизма. В тенгрианстве нет установок нетерпимости к другим религиям, учениям.

Невинность – это и проявление спонтанности, что характерно для ребенка. А также – это главное условие для проявления творчества. Поэтому творческое наследие Степи очень богато.

В докладе я хочу проследить проявление этого архетипа в современное время. Как и во что трансформируется Невинность, какие образы приобретает, в какие архетипы перетекает. Актуален ли архетип Невинности в наше время? И как интегрировать этот архетип в современное общество?

Тезисы к докладу:  Трансформация Архетипа Матери, из позитивного в негативный,  в эволюционном процессе современного общества. Федорова Надежда.

«От Юнга мы узнали, что в бессознательном хранится не только

вытесненное психическое содержание. Изучая человеческую душу, он понял: все новое, что появляется в человеческой психике,- это продукт деятельности бессознательного, неиссякаемого источника психической и духовной жизни. Эта идея является ключевой для юнгианской психологии. Она создает,  может нести и добро и зло. ( Мария Луиза Фон Франц)»

Адити — это небо, эфир.

Адити-  это мать, отец, сын.

Адити – это все боги и люди,

Все, что уже родилось и что родится потом.

( Ригведа)

Исходя из вышеизложенного энергия материнского архетипа – это непостижимая сила, которая может легко подавить человека. При этом она является источником всего нового.

Проявления позитивного аспекта архетипа матери настолько воспеты в нашей культуре, что не стоит повторяться, перечисляя их.

Помимо матери как плодородного и доброжелательного божества, этот архетип таит в себе, по выражению Юнга, «оргаистическую эмоциональность и стигийские глубины» ( Душа и мифы: шесть архетипов.с 219).  Заботливая — убаюкивающая — обволакивающая — удушающая — пожирающая — вот направление неприметного скольжения архетипа от его положительного полюса к отрицательному. Современному человеку трудно смириться с такой полярностью Архетипа Матери.

Много научных статей посвящено Архетипу Матери  и в этом смысле мой доклад не оригинален. Я просто хочу поделиться своими размышлениями, вопросами и чувствами, возникшими в процессе работы с клиентами и из личного опыта.

Как в нашей жизни так происходит, что любящая мама, желающая только добра своим близким, превращается в  подавляющую, удушающую своей любовью. Почему матери военного времени, пережившие голод и репрессии  были «легче» своих дочерей и внучек. Как в современной стремительной жизни удержать золотую середину. Это даже не доклад, а размышление на тему…

Игра «Королевство» Ведущая Ким Оксана

Игра похожа на театр, в котором мы играем в «Королевство», получаем роли, занимаем определённое место в иерархии… впрочем, очень скоро эта игра все больше и больше становится похожа на жизнь.

Что же такое «Королевство»?

На игре человек ведет себя как в жизни, но все, что в жизни происходит скрыто и долго, тут происходит явно и быстро. Это дает возможность людям увидеть друг друга «в деле». Ошибки в жизни — неизбежны, но хорошо построенная игра позволяет учиться на них за меньшую плату. Отыграйте трудную ситуацию здесь, и, если увидели возможность сыграть ситуацию по-другому, отрепетируйте ту роль, которой вы достойны!

Как часто в повседневной жизни ты сталкиваешься с непониманием того, как именно строишь отношения с окружающими и какие роли при этом играешь?

Пытаешься соответствовать ожиданиям близких и жертвуешь собственными интересами.

Где найти ответы на эти вопросы? Мы склонны винить других в своих неудачах, сокрушаться на волю случая… не понимая какой именно вклад мы внесли в текущую ситуацию. А если вы не осознаете того, что у вас есть – вы не можете этим управлять.

Здесь Вы научитесь:

Эффективно взаимодействовать в команде и индивидуально проявлять себя.

Тактическому и стратегическому планированию: анализировать, просчитывать и прогнозировать.

Отстаивать личные интересы и интересы ваших близких, если вам не хватало смелости и уверенности для этого раньше.

Играть те жизненные роли, о которых всегда мечтали, но не решались попробовать.

Говорить о своих чувствах и мыслях, если в чём-то раньше боялись признаться.

Много эмоций! В повседневной жизни мы не всегда можем дать волю чувствам, а здесь это можно сделать безопасно и точно знать, что получишь поддержку.

Тезисы к докладу Аймановой Зифы:

Архитипические образы в  книгах  Д. К. Роулинг о  Гарри Поттере

ПЕРСОНА «Персона — это… та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Презентуем себя миру.

ТЕНЬ. Человек может отрицать или не признавать в себе какие-то плохие качества, но они всё равно будут преследовать его. Эти плохие качества также входят в сферу архетипа тени, составляют его часть. Но, как ни парадоксально, у архетипа тени существуют и положительные черты. Тень как бы уравновешивает то лучшее, что есть в людях и является толчком, опорой для человеческого развития и самосовершенствования.

АНИМА и АНИМУС. Это своего рода контейнер в который если мы женщины «складываем» все не наше не женское, а следовательно мужское. В архетип анимы мужчина вкладывает свое видение женщины «единственной и неповторимой».

АРХЕТИП МУЧЕНИКА. Только готовность потерять все, дает возможность выиграть все. Секрет возможностей Героя в состоянии мученика состоит в том, что он больше не мотивирован успехом. он мотивирован желанием сделать то, что является правильным или то, что необходимо независимо от последствий. Чаще всего он желает сделать прямо противоположное тому, к чему стремился в начале пути: то, что он понял во время этого пути. Как только он отбрасывает мысль о победе, и выбирает переход от воина к мученику, судьба или природа или бог вознаграждает его, давая ему то, на что он уже не надеялся — успех.

АРХЕТИП СТРАННИКА. Герой становится странником, чтобы ответить на центральный вопрос. Он ищет подсказки, встречает помощников, сталкивается с противниками, преодолевает препятствия, приобретает навыки и предметы, необходимые в его путешествии.

АРХЕТИП СИРОТЫ. Отрыв от любви, семьи и прочее.
Домашний и непретенциозный, он несет глубокую структуру, подвергшуюся влиянию раненого или осиротевшего ребенка, который очень мало ждет от жизни, но учит нас эмпатии, реализму и житейской мудрости.

АРХЕТИП — ГЕРОЙ. Твердый и храбрый, этот архетип учит нас ставить цели и достигать их, преодолевать препятствия, стоически выдерживать тяжелые времена, хотя он также тяготеет к тому, чтобы видеть во всех врагов и размышлять в категориях «или-или».

АРХЕТИП БУНТАРЬ. Сосредоточивает задавленную агрессию в отношении структур, которые больше не служат жизни даже в тех случаях, когда эти структуры поддерживаются обществом или нашим сознательным выбором.

АРХЕТИП – МУДРЕЦ. Архетип мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.

АРХЕТИП — ЛУЧШИЙ ДРУГ — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями.

АРХЕТИП ПУЭРА. Переживание своей внешности как нечто отличающего его от других.

 

Воркшоп: Погружение в волшебный мир Гарри Поттера, или …

Ведущая Айманова Зифа

Цель: Прикоснуться к миру Гарри Поттера, ощутить себя частью волшебного сообщества.

1. Вспомнить название факультетов  школы чародейства и волшебства «Хогвартс». В этом поможет песня распределяющей шляпы:

Все помыслы ваши я вижу насквозь,

Не скрыть от меня ничего.

Наденьте меня, и я вам сообщу

С кем учиться вам суждено.

 

Быть может вас «Гриффиндор» ждёт,

Славный тем, что учатся там храбрецы!

Сердца их отваги и силы полны

И к тому ж благородны они!

 

А может быть «Пуффендуй» ваша судьба.

Там где никто не боится труда,

Где преданны все и верны,

И терпенья с упорством полны!

 

А если с мозгами в порядке у вас,

И знания – ваша награда.

Есть юмор и силы гранит грызть наук,

То путь ваш за столь «Коктеврана»!

 

Быть может в «Слизерин» вы найдёте друзей.

Там хитрецы к своей цели идут,

Никаких не стесняясь путей.

И чистоту крови они признают!

 

Тезисы к докладу Уйсимбекова Даулета Интернет, как архетип «сверхчеловека»

Еще 30 лет назад интернет был мечтой, секретным проектом и темой фантастических фильмов и книг. Сейчас, он прочно вошел в нашу жизнь и стал неотъемлемой ее частью. Последние исследования показали, что мы пользуемся интернетом в среднем по 3 – 4,5 часа в день.

В данном докладе я хотел бы рассмотреть интернет, как как архетип сверхчеловека. Ф. Ницше писал, что древние боги умерли, отжили свое и человечеству пора сделать следующий шаг в своем развитии, к ступени сверхчеловека или полубога. Архетип сверхчеловека можно сравнить с архетипом героя, однако разница в том, что герой должен умереть, а в сверхчеловеке должен умереть сам человек с его инстинктивной, животной сущностью.

Интернет – это виртуальный мир, где заканчивается реальность с его ограничениями и рамками. Время и пространство влияет лишь от части, позволяя людям общаться за многие километры друг от друга. Именно в виртуальном мире, человек начинает ощущать в себе пробуждение архетипа сверхчеловека, когда он чувствует, что может все и сразу. Интернет дает ощущение свободы и неограниченной силы. Заполняя страницы программного кода, мы словно боги создаем свои миры, которые будут жить по нашим правилам и законам. В этом мире нет начальников и старших, есть только твоя воля и твое представление, которые движут миром.

Мы поговорим с вами о интернет зависимости и как связан с ним архетип сверхчеловека. Постараемся найти его негативный аспект, теневую сторону. В конечно счете, мы придем с вами к проблеме реальной и виртуальной жизни. Возможно ли, что интернет лишь проекция архетипа сверхчеловека, которая не с могла быть реализована во внешней, настоящей жизни?! Или интернет — это проекция нашего символического уровня бытия? Может боги не умерли, а нашли свою жизнь в виртуальном мире?! Может ли человек вообще стать сверхчеловеком или это утопия?!

 

Тезисы к докладу «Профессиональное Сообщество Устойчивого Развития». Марченко Виктор Владимирович.

Большинство профессиональных сообществ в области психологии и психотерапии  бурно проходит этап обретения внутренних структур идентичности и смыслов, и часто бессознательно конкурируют несколько точек зрения на развитие, видение роли места сообщества психоаналитиков. Они связанны с различиями в Идентичности Профессионалов, а также с Личным опытом и принадлежностью подгруппам сообщества. Так как они не являются осознанными, то люди сталкиваются лбами и переходят на личные выпады, не понимая, что за эмоциональным дискомфортом порожденным отсутствием Ясного Видения стоит Системная Проблема как организации устойчивого развития.

Мы рассмотрели пять типов профессиональных сообществ и их плюсы и минусы.

Профессиональное сообщество психотерапевтов возникает из индивидуальных потребностей его членов в сопричастности,  чувства идентичности, потребностей в защите своих интересов и профессиональном развитии и для удовлетворения этих целей может использовать несколько типовых структур организации.

Профессиональное сообщество может избежать множества ошибок, если будет понимать логику организационного развития в каждом из представленных типов сообществ.

Мои впечатления

В первую очередь, хочется сказать: «Мы это сделали!!!»

Свершилось, состоялась первая юниганская школа в Казахстане и на мой взгляд прошла достаточно хорошо. Особая атмосфера Джунгарского Алатау и юнгианское пространство слились в какой-то непередаваемый поток трансформирующей энергии.

Тяжелый путь на место проведения школы метафорично передал всю сложность индивидуационного пути развития личности. Само лоно природы ассоциировалось с хтоническими силами архетипа «Великой матери». Она словно проверяла нас на прочность, нашу решимость и желание прийти к своей Самости.

Для меня эта школа стала знаковой. Я впервые выступил со своим достаточно необычным докладом, участвовал в организации данной летней школы. Я словно прошел обряд инициации в юнгианство сообщество и теперь чувствую себя полноправным ее участником. Времена смятения и неопределенности прошли для меня и теперь я точно знаю, что юнгианство – это мое.

Поэтому большое спасибо всем участником и отдельное «спасибо» организатору данного мероприятия Галине Решетняк.

Даулет Уйсимбеков практический психолог

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal